пятница, 10 марта 2017 г.

Портреты Пушкина.Книжная выставка



Пушкин: такие разные портреты…
  Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт - как известно, фотография была изобретена уже после гибели поэта. Следовательно, фотопортреты его отсутствуют, но существуют словесные и живописные.
  Быть может (лестная надежда)
   Укажет будущий невежда
   На мой прославленный портрет,
   И молвит: то-то был Поэт!”
                                                                            Пушкин, «Евгений Онегин», 1823

    На открытие книжной выставки «Пушкин: такие разные портреты…» в библиотеку лицея  были приглашены учащиеся 6К класса.Прежде, чем рассказать о пушкинских портретах, мы обсудили легко ли  было рисовать Пушкина? Мог ли Пушкин, с его беспокойным характером, подолгу сидеть перед художником ? Поэт  не любил позировать ,шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Лицеисты попытались сами   нарисовать  воображаемый  портрет А.С.Пушкина!

    Наиболее известны два портрета Александра Сергеевича Пушкина,190 лет которым исполняется в этом году.
                                                  1827 год. Известные русские художники
                      Орест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин 
                       писали портрета А.С.Пушкина. Оба создавали портреты с натуры. 
                                          Тема портретов: Пушкин – поэт!

   Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, "дум высокое стремленье", интеллектуальная ясность образа.
   Образ поэта у Кипренского наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку). Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру. Портрет работы Кипренского понравился Пушкину. В знак благодарности художнику поэт написал стихи:



Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не увижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.

("Кипренскому", 1827 г.)
  Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: "Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный, "расстегнутый" Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый "барин" у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского.

Комментариев нет:

Отправить комментарий