Пушкин: такие разные портреты…
Никто из нас, ныне живущих, не знает, как выглядел поэт - как известно, фотография была изобретена уже после гибели поэта. Следовательно, фотопортреты его отсутствуют, но существуют словесные и живописные.
“Быть может (лестная надежда)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был Поэт!”
Пушкин, «Евгений Онегин», 1823
На открытие книжной выставки
«Пушкин: такие разные портреты…» в библиотеку лицея были приглашены учащиеся 6К класса.Прежде, чем рассказать о пушкинских
портретах, мы обсудили легко ли было
рисовать Пушкина? Мог ли Пушкин, с его беспокойным характером, подолгу сидеть
перед художником ? Поэт не любил позировать ,шутливо ссылаясь на
«арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта.
Лицеисты попытались сами
нарисовать воображаемый портрет А.С.Пушкина!
Наиболее
известны два портрета Александра Сергеевича Пушкина,190 лет которым исполняется в этом году.
1827
год. Известные русские художникиОрест Адамович Кипренский и Василий Андреевич Тропинин
писали портрета А.С.Пушкина. Оба создавали портреты с натуры.
Тема портретов: Пушкин – поэт!
Образ поэта, созданный Кипренским, более
торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин
Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание
личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих
причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения
к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой
характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько
подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует
поэтическое вдохновение, "дум высокое стремленье", интеллектуальная
ясность образа.
Образ поэта у Кипренского наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку). Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру. Портрет работы Кипренского понравился Пушкину. В знак благодарности художнику поэт написал стихи:
Образ поэта у Кипренского наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку). Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру. Портрет работы Кипренского понравился Пушкину. В знак благодарности художнику поэт написал стихи:

Любимец
моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, – И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит. Оно гласит, что не увижу Пристрастья важных аонид. Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.
("Кипренскому", 1827 г.)
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий