понедельник, 20 февраля 2017 г.

Воспитание "человека культуры"



В 1999 году лицею №9 г. Зеленодольска Республики Татарстан Кабинет Министров присвоил имя А.С. Пушкина. Это значительное событие обозначило направления и векторы развития нашей школы. Созданы программы «Наш Пушкин», «Дивная вязь русского языка», «Культура России и моего края». Главной задачей школы Пушкина стало воспитание «человека культуры» средствами самой культуры.
В статье «Культура как целостная среда» Д.С.Лихачев пишет: «Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения – народом, нацией». Как построить образовательный процесс, чтобы это понимали не только мы, учителя, занимающиеся обучением, но и наши воспитанники, которые хотели бы «принять знания» и усвоить общечеловеческие ценности: доброту, гражданственность, уважение к культуре, языку, традициям своего и других народов.
Что делаем мы в лицее? Прежде всего, оснащаем наши библиотеки хорошей качественной литературой (их у нас две - для младших школьников  и школьников старшего звена). Приобретаем книги культурологов, лингвистов, историков России, художественные альбомы. Собираем фундаментальные труды по культуре, языку, искусству, предназначенные учащимся, учителям, сотрудникам, родителям школьников. Подписываемся на разные издания: такие, как «Наше наследие», основанный Д.Лихачевым, журналы «Родина», « Русский мир», «Культура и время», «Честь Отечества». Каждому учителю оформляем на средства школы подписку на газеты и журналы «Первое сентября», включая такие журналы, как «Литература» «МХК».
На сайте нашей школы открыли страницу «Библиотека лицея», на которой ученики, родители, учителя знакомятся с новинками художественной литературы. Регулярно специалисты школьной библиотеки организуют в читальных залах выставки о культуре, знаменательных датах России, книгах - юбилярах. Ежемесячно они выступают на учительских совещаниях с обзором книг по культуре и истории родного края. На родительских встречах, конференциях библиотекари периодически анализируют чтение школьников, дают рекомендации по чтению. В сентябре  2016 года мы ознакомили всех участников образовательного процесса с новым списком рекомендуемых произведений.
Проанализировав учебники русского языка с 5 по 11 класс, мы выяснили, что на страницах учебников, по которым занимаются наши школьники, недостаточно представлен материал по историческим, заповедным местам России, памятникам культуры, мало сведений об ученых, занимающихся языком, литературой, совсем нет статей о патриотах России. Мы составили тексты по этим темам  и работаем с ними на уроках русского языка и литературы.
Когда мы провели анкету среди учащихся 8-11 классов, то выяснили: в лицее мало школьников, кто знает имена  ученых и могут рассказать об их вкладе в науку и культуру страны. Чтобы восполнить этот пробел, составили программу дополнительных курсов для учеников всех параллелей. Ученики 1-3 классов работают с Культурным дневником школьника, который реализуется как республиканский проект под патронажем Президента Республики Татарстан, для детей 4-5 классов разработали курсы «Храмы и мечети Республики Татарстан», для 5-7 классов - «Люди, внесшие вклад в культуру родного края», со школьниками 7-8 классов работаем по авторской программе «Да здравствует лицей». К ней составили хрестоматию и электронное пособие. Для учащихся 9-11 классов проводим интегрированный курс «Культура Пушкинского времени», на котором знакомим лицеистов с искусством танца, культурой общения, модой пушкинского времени. Итогом этого курса является Пушкинский бал. Для школьников 8-9 классов мы проводим «Лихаческие среды», на которых знакомим с жизнью и творчеством Д.С.Лихачева, прожившим долгую и достойную жизнь. Разбираем его эссе, посвященные размышлениям об истории России, о судьбах русской интеллигенции и проблеме сохранения культурного наследия. Читаем его «Письма о добром и прекрасном», устраиваем презентации его книг. В этом учебном году мы изучаем его большой теоретический труд «Русская культура». Результатом работы является активное участие наших старшеклассников в российском конкурсе творческих работ, организованном Лихачевским фондом. Для лицеистов организовали курсы, посвященные Ю.М.Лотману, М.М.Бахтину. На занятиях мы разбираем разные темы: феномен культуры, культура и язык, природа искусства, культура как коллективный интеллект. Знакомим школьников с биографиями писателей, которые написал Ю.М. Лотман.
В лицее созданы свои традиции: День словарей, который отмечаем в день рождения В.И.Даля, (ноябрь) (Обязательно рассказываем о дружбе  Пушкина и Даля)  Славянский фестиваль, который проводим в первую неделю после Пасхи, праздник Славянской письменности (май), в рамках которого организуем круглый стол, детско-юношескую конференцию, художественную выставку. Ежегодное проведение этих праздников помогает нам сохранять духовную культуру и историческую память народов славянского мира, создать тот уклад жизни лицея, ту среду, благодаря которой школьник оказывается вовлеченным в мировую систему духовных ценностей. Для этого очень важно помочь ему публично проявить себя, представить свое отношение к высшим образцам  русской культуры, почувствовать себя не пассивным, а активным действующим лицом этой культуры. Мы разработали целую систему игровых, историко-художественных форм: поэтические турниры, историко-литературные игры, салоны, литературные кафе, конкурсы, викторины, театрализованные представления, нравственные проповеди
Особое направление в лицее - музейная педагогика.
В лицее есть музей Казанской лингвистической школы, единственный в Республике Татарстан. Его помогли создать преподаватели КФУ Учащиеся занимаются историей языка и становлением научной лингвистической школы. Силами членов совета музея и кафедры филологии и коммуникации Казанского федерального университета проводим Богородицкие чтения, на которых представляем исследования старших школьников по материалам и трудам филолога Казанской лингвистической школы В.А.Богородицкого (Ученый много занимался  языком Пушкина). На базе музея лицея проходила секция Международной конференции, посвященной Бодуэн де Куртенэ. В музее собраны труды и современных лингвистов Казани, (Е.А.Балалыкина «Мир языка и языки мира»).
Лицей стал участником Российского проекта «Культурно - познавательные маршруты по России. Больше ста лицеистов бесплатно совершили поездки в Москву, Санкт-Петербург, Ясную Поляну, по Золотому кольцу России.
Все школьники лицея посещают заповедные места, связанные с Пушкиным: Казань, Болдино, Захарово, Москва, Михайловское, Санкт-Петербург; музеи Е.Боратынского, Н.Языкова, П.Вяземского. Музейная работа, исследования учащихся, мероприятия, связанные с культурой, спасают нас и наших школьников от бездуховности окружающего. Мы пытаемся, чтобы наше обширное наследие, наследие великих людей, эпох школьники оценивали не как груду событий, имен, деталей, а как цельную картину, позволяющую им уважать свое Отечество.
В.В.Кибец

Комментариев нет:

Отправить комментарий