В
1999 году лицею №9 г. Зеленодольска Республики Татарстан Кабинет Министров
присвоил имя А.С. Пушкина. Это значительное событие обозначило направления и
векторы развития нашей школы. Созданы программы «Наш Пушкин», «Дивная вязь
русского языка», «Культура России и моего края». Главной задачей школы Пушкина
стало воспитание «человека культуры» средствами самой культуры.
В
статье «Культура как целостная среда» Д.С.Лихачев пишет: «Культура – это
огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное
пространство, из просто населения – народом, нацией». Как построить
образовательный процесс, чтобы это понимали не только мы, учителя, занимающиеся
обучением, но и наши воспитанники, которые хотели бы «принять знания» и усвоить
общечеловеческие ценности: доброту, гражданственность, уважение к культуре,
языку, традициям своего и других народов.
Что
делаем мы в лицее? Прежде всего, оснащаем наши библиотеки хорошей качественной
литературой (их у нас две - для младших школьников и школьников старшего звена). Приобретаем книги
культурологов, лингвистов, историков России, художественные альбомы. Собираем фундаментальные
труды по культуре, языку, искусству, предназначенные учащимся, учителям,
сотрудникам, родителям школьников. Подписываемся на разные издания: такие, как
«Наше наследие», основанный Д.Лихачевым, журналы «Родина», « Русский мир»,
«Культура и время», «Честь Отечества». Каждому учителю оформляем на средства
школы подписку на газеты и журналы «Первое сентября», включая такие журналы, как
«Литература» «МХК».
На
сайте нашей школы открыли страницу «Библиотека лицея», на которой ученики,
родители, учителя знакомятся с новинками художественной литературы. Регулярно
специалисты школьной библиотеки организуют в читальных залах выставки о культуре,
знаменательных датах России, книгах - юбилярах. Ежемесячно они выступают на
учительских совещаниях с обзором книг по культуре и истории родного края. На
родительских встречах, конференциях библиотекари периодически анализируют
чтение школьников, дают рекомендации по чтению. В сентябре 2016 года мы ознакомили всех участников
образовательного процесса с новым списком рекомендуемых произведений.
Проанализировав
учебники русского языка с 5 по 11 класс, мы выяснили, что на страницах
учебников, по которым занимаются наши школьники, недостаточно представлен
материал по историческим, заповедным местам России, памятникам культуры, мало
сведений об ученых, занимающихся языком, литературой, совсем нет статей о
патриотах России. Мы составили тексты по этим темам и работаем с ними на уроках русского языка и
литературы.
Когда
мы провели анкету среди учащихся 8-11 классов, то выяснили: в лицее мало школьников,
кто знает имена ученых и могут
рассказать об их вкладе в науку и культуру страны. Чтобы восполнить этот пробел,
составили программу дополнительных курсов для учеников всех параллелей. Ученики
1-3 классов работают с Культурным дневником школьника, который реализуется как
республиканский проект под патронажем Президента Республики Татарстан, для
детей 4-5 классов разработали курсы «Храмы и мечети Республики Татарстан», для
5-7 классов - «Люди, внесшие вклад в культуру родного края», со школьниками 7-8
классов работаем по авторской программе «Да здравствует лицей». К ней составили
хрестоматию и электронное пособие. Для учащихся 9-11 классов проводим
интегрированный курс «Культура Пушкинского времени», на котором знакомим
лицеистов с искусством танца, культурой общения, модой пушкинского времени. Итогом
этого курса является Пушкинский бал. Для школьников 8-9 классов мы проводим «Лихаческие
среды», на которых знакомим с жизнью и творчеством Д.С.Лихачева, прожившим
долгую и достойную жизнь. Разбираем его эссе, посвященные размышлениям об
истории России, о судьбах русской интеллигенции и проблеме сохранения
культурного наследия. Читаем его «Письма о добром и прекрасном», устраиваем
презентации его книг. В этом учебном году мы изучаем его большой теоретический
труд «Русская культура». Результатом работы является активное участие наших
старшеклассников в российском конкурсе творческих работ, организованном
Лихачевским фондом. Для лицеистов организовали курсы, посвященные Ю.М.Лотману,
М.М.Бахтину. На занятиях мы разбираем разные темы: феномен культуры, культура и
язык, природа искусства, культура как коллективный интеллект. Знакомим
школьников с биографиями писателей, которые написал Ю.М. Лотман.
В
лицее созданы свои традиции: День словарей, который отмечаем в день рождения
В.И.Даля, (ноябрь) (Обязательно рассказываем о дружбе Пушкина и Даля) Славянский фестиваль, который проводим в
первую неделю после Пасхи, праздник Славянской письменности (май), в рамках
которого организуем круглый стол, детско-юношескую конференцию, художественную
выставку. Ежегодное проведение этих праздников помогает нам сохранять духовную
культуру и историческую память народов славянского мира, создать тот уклад жизни лицея, ту среду, благодаря
которой школьник оказывается вовлеченным в мировую систему духовных ценностей.
Для этого очень важно помочь ему публично проявить себя, представить свое
отношение к высшим образцам русской
культуры, почувствовать себя не пассивным, а активным действующим лицом этой
культуры. Мы разработали целую систему игровых, историко-художественных форм:
поэтические турниры, историко-литературные игры, салоны, литературные кафе,
конкурсы, викторины, театрализованные представления, нравственные проповеди…
Особое
направление в лицее - музейная педагогика.
В
лицее есть музей Казанской лингвистической школы, единственный в Республике
Татарстан. Его помогли создать преподаватели КФУ Учащиеся занимаются историей
языка и становлением научной лингвистической школы. Силами членов совета музея
и кафедры филологии и коммуникации Казанского федерального университета
проводим Богородицкие чтения, на которых представляем исследования старших
школьников по материалам и трудам филолога Казанской лингвистической школы В.А.Богородицкого
(Ученый много занимался языком Пушкина).
На базе музея лицея проходила секция Международной конференции, посвященной Бодуэн
де Куртенэ. В музее собраны труды и современных лингвистов Казани,
(Е.А.Балалыкина «Мир языка и языки мира»).
Лицей
стал участником Российского проекта «Культурно - познавательные маршруты по
России. Больше ста лицеистов бесплатно совершили поездки в Москву,
Санкт-Петербург, Ясную Поляну, по Золотому кольцу России.
Все
школьники лицея посещают заповедные места, связанные с Пушкиным: Казань,
Болдино, Захарово, Москва, Михайловское, Санкт-Петербург; музеи Е.Боратынского,
Н.Языкова, П.Вяземского. Музейная работа, исследования учащихся, мероприятия, связанные
с культурой, спасают нас и наших школьников от бездуховности окружающего. Мы
пытаемся, чтобы наше обширное наследие, наследие великих людей, эпох школьники
оценивали не как груду событий, имен, деталей, а как цельную картину,
позволяющую им уважать свое Отечество.
В.В.Кибец
Комментариев нет:
Отправить комментарий