понедельник, 20 февраля 2017 г.

Музей поэта





Музей имени А.С. Пушкина в нашем лицее создавался всем миром. Мы обратились к ученикам и учителям лицея, родителям, жителям города, пушкинистам с просьбой подарить книги и предметы быта 19 века. Ведь раскрытие темы музея зависит от наличия в нем подлинных экспонатов.
Так в музее появился настоящий гусарский мундир 1812 года (его подлинность подтвердили музейщики Национального музея РТ), книги, учебники 19 века, предметы утвари.
Собирая редкие экспонаты 19 века, учащиеся знакомятся с культурой России.

Направления деятельности музея Пушкина.

- Поисково-собирательское.
 Это направление даёт возможность нашим детям участвовать в поисковой работе, проявить свои  умения. В рамках исследования  разрабатываются темы, интересующие детей. На подготовительном этапе изучаются материалы, уже имеющиеся в музее. Юные пушкиноведы пытаются исследовать тему, связать изучаемые проблемы с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Экспонаты регулярно пополняются. В День лицея ежегодно каждый класс получает задание – приготовить подарок музею А.С.Пушкина, и 26 мая, в день рождения поэта по старому стилю, ученики торжественно вручают его. Так в музее появились портреты лицеистов - друзей А.С. Пушкина, его преподавателей, писателей и поэтов пушкинской эпохи.
- Экспозиционное.
 Экспозиции готовят коллективы учителей, учащихся, увлеченных литературой, заинтересованных научно-исследовательской работой, активистов музея. Экспозиции рассказывают о детстве поэта, его родословной, Царскосельском Лицее, о первых лицеистах и их наставниках, о любимых книгах Пушкина. Значительное место занимают работы учащихся, посвященные творчеству великого поэта. Есть стенд, рассказывающий о победах лицеистов на конкурсах, посвященных Пушкину.
            -Исследовательское.
 Приобщаясь к исследовательской работе, лицеисты формируют историческое и культурное самосознание, позитивные личностные качества,  приобретают навыки творческой деятельности.
Авторы исследовательских работ выступают в роли последователей Пушкина и ученых – литературоведов. Пока человеческая душа тяготеет к постижению мира и природы как ее неотъемлемой составляющей, пейзажи пушкинского романа, его строки будут будоражить не одно читательское сердце.
Вот некоторые темы исследовательских работ:
 «Метафоризация Наименования лица в произведениях Пушкина», «Дух христианства в поэзии А.С.Пушкина»,
«Очаковская медаль отца Татьяны»,
 «Великие скупцы Пушкина и Бальзака (Опыт сравнительного анализа),
«Онегинские» традиции в «Университетской поэме»  В. Набокова,
«Краткие и полные формы качественных имен прилагательных в современном русском языке» (на материале рассказа К.Г. Паустовского «Михайловские рощи»),
«Пушкинские традиции в лирике Бэллы Ахмадуллиной» и другие.
Школьников интересует широкий круг проблем творчества Пушкина, поэтики, художественной структуры и стиля пушкинской поэзии и прозы, вопросы комментирования поэтических текстов, а также взаимовлияние творчества поэта и литературных традиций его времени. Впоследствии со своими работами лицеисты выступают на различных конференциях.
- Экскурсионное.
 Ежегодно в музее обновляется состав экскурсоводов из школьников  9 классов. Мы разрабатываем новые формы работы с учащимися, органично соединяя их с преподаванием гуманитарных предметов, активно делимся опытом с другими школами нашего города, республики, России.
 Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии  проводится под руководством педагога. Для того чтобы это направление работы проходило более успешно, собираем группу школьников желающих освоить экскурсионное дело, знакомим их с основными правилами, по которым  строится текст экскурсии и её проведение.
Мы освоили новую форму проведения экскурсии - музейный урок. В таких занятиях мы, учителя и наши лицеисты, участвовали в музее Пушкина на Арбате в Москве. Мы попробовали эту форму, и у нас получилось. Дети, пришедшие в музей, прослушав экскурсовода, отвечают на вопросы заранее подготовленной анкеты.
Например:
Какой царь правил Россией, когда Пушкин родился?
Как называется храм, в котором крестили Пушкина.
Перечисли его лицейских друзей.
Кто из ссыльных декабристов написал ответ на пушкинское послание «Во глубине сибирских руд»?
Какое стихотворение читал Пушкин на экзамене  перед Державиным?
Какие города Поволжья  посетил Пушкин кроме Казани?
Кто из друзей Пушкина жил в Казани?
Вопросы мы готовим для детей разного возраста. Выявляются самые внимательные слушатели, которые получают приз - книги А.С.Пушкина.
- Культурно-массовые мероприятия.
 Кроме экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с деятелями науки, культуры и искусства,  мы организуем дружеские встречи с делегациями пушкинских школ России. У нас свое пушкинское сообщество. Мы тесно сотрудничаем со школой №353 г. Москвы, которая первая в России получила имя Пушкина. Нас связывают общие дела со школами имени Пушкина  г.Семенова Нижегородской области,г. Йошкар-Олы, Волжска, Пскова, Еревана.
Кроме того, спецификой опыта нашей пушкинской традиции является создание не отдельного яркого действа, события, а его развитие во времени, в течение школьных лет в неразрывной связи с учебными предметами.
             Каждый учебный год проживается в ритме пушкинского календаря:
19 октября - в День лицея - проводятся Пушкинские уроки, после них – общий праздник «Да здравствует лицей»,
 в день памяти Пушкина - панихида в храме Петра и Павла, публичные лекции о Пушкине,
 18 февраля - праздник «Натали», посвященный жене Наталье Николаевне  и семье великого поэта, 26 мая отмечаем День Рождения поэта, вручаем ученикам и учителям свою Пушкинскую премию. Самый первый проект, который объединил нас всех, стало создание памятника Пушкину во дворе школы. Теперь у нас свой Александр Сергеевич, который встречает каждого, кто идет в лицей. Мы гордимся своим памятником  и проводим на Пушкинской площади лицейские праздники.
Большим проектом в рамках Пушкинской программы стали ежегодные республиканские(с международным участием) Онегинские чтения, которые мы  организуем  в конце января. Идею чтений мы взяли, с их разрешения, у музейщиков Михайловского заповедника. Работают несколько секций для учеников 5- 11 классов и мастер-классы для учителей. Перед чтениями мы приглашаем дошкольников на конкурс стихов Пушкина. Каждый участник получает диплом и сказку Пушкина. В 2016 году на Онегинских чтениях побывал барон Александр фон Гревениц, прапраправнук А.С.Пушкина ,который проживает в Казани.. И нас до слез тронули его слова: «Я был счастлив провести время в вашей школе. Это первое место в Татарстане, где я чувствую себя как дома».
Пушкинская эпоха уходит все дальше от нас, а Пушкин как будто все ближе. Основоположник и родоначальник русской литературы, он и ныне помогает нам воспитывать духовность в наших детях.
Е.Ефремова

Комментариев нет:

Отправить комментарий